Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s Журнал "Бизнес для Бизнеса" Журнал "Бизнес для Бизнеса"
Логотип Журнал "Бизнес для Бизнеса"
волгоград
журнал для вашего бизнеса,
о вашем бизнесе
www.b2b.in-s.ru
Главная свежий номер архив прайс контакты распространение Услуги и инструменты для бизнеса

Перспективы наследования бизнеса






Алексей ЕРИХОВ,

генеральный директор
ООО «Волгоград-Консалтинг»


Во время одной из консультаций клиент затронул неожиданную для меня тему, которая, тем не менее, хорошо ложится на все то, чем я в последнее время занимаюсь, – корпоративное управление.

Начнем издалека... В теории о возникновении семьи существует одна социологическая версия, которая утверждает, что институт семьи возник в связи с развитием частной собственности, а именно в связи с необходимостью передачи по наследству всего нажитого и навоеванного мужчиной. Единственной возможностью определить, что ты передаешь наследство своему, а не чужому ребенку, было закрепление женщины за мужчиной. То есть утверждается, что институт семьи следовал за институтом собственности.

К чему это я сказал? А дело в том, что в ближайшие пять-десять лет Россию (точнее, все страны СНГ, но мы говорим о своей стране) ждет эпоха, сопоставимая с эпохой приватизации. Это эпоха становления института наследования бизнеса.

Приближение значительной доли основателей и сегодняшних ключевых собственников российских (и волгоградских!) предприятий к пенсионному возрасту остро ставит вопрос их выхода из бизнеса. Следствием этого станет передача контроля над корпорациями в руки новых владельцев. Кто будет этими новыми владельцами – вопрос большой и открытый.

Рассмотрим несколько наиболее ярких групп российских компаний.

Распыленные – это те компании, в которых затруднен процесс коммуникации между владельцами, т. н. «колхоз». Этой группе в начале 1990-х гг. соответствовало достаточно много средних компаний, которые приватизировались на базе арендных предприятий. Однако «колхоз» в российских условиях обычно недолго существует в силу того, что владельцам сложно выработать единую точку зрения на будущее компании, а нести издержки контроля акционерам невыгодно. Практика пошла по пути скупки большинства акций одним собственником.

«Партнерские компании». Их большинство даже среди очень крупных. Объясняется это просто: многие предприниматели стартовали с нуля, поэтому начинать вместе с партнерами было естественно. Почему они относятся к неустойчивым в долгосрочной перспективе? Потому что в российских условиях дети сегодняшних партнеров вряд ли будут работать вместе как партнеры. Именно поэтому мы можем с уверенностью говорить, что большинство сегодняшних партнерских компаний при приближении их создателей к рубежу активности начнут разделяться, даже если будут успешны на рынке. И сценариев трансформации партнерских компаний не очень много: либо они разделятся на «семейные» компании, либо доли владения партнеров будут размываться и компания превратится в публичную.

«Частные компании» – в которых один собственник.

Частным случаем партнерских и частных компаний являются семейные компании, которыми владеют супруги.

«Родовой компанией» будем считать такую, в которой сегодняшними владельцами принято решение о передаче компании следующему поколению владельцев. Мне не удалось найти ни одной такой российской компании, но похоже, что их количество в следующие пять-десять лет многократно возрастет.

Понятно, что передача по наследству даже на Западе происходит далеко не в большинстве случаев: примерно в трети случаев семейный бизнес передается от поколения основателя к следующему поколению, а вот ко второму поколению он переходит уже только в 12% случаев. В России, думаю, показатели будут еще хуже. Почему это происходит? Смело могу утверждать, так как вижу это ежедневно, что очень часто это связано с тем, что бизнес основателя зачастую настолько неотделим от него самого, что продать его можно в лучшем случае только по цене недвижимости и станков...

Следующее по очевидности, но тоже не такое уж однозначное решение – передача бизнеса по наследству. Казалось бы, учитывая нулевую налоговую ставку на наследство ближним родственникам, совершенно беспроигрышное! Тут вступает в силу следующее, похоже, чисто российское, обстоятельство. Топ-менеджеры воспринимают учредителя как хозяина, многие из них начинали вместе, но у него нет такого уж почтительного отношения к понятию «лояльность». Ни для кого не секрет, что зачастую одним из вариантов карьерного роста для огромного количества менеджеров всерьез рассматривается «кидание собственника». Поэтому главная опасность для компании в момент смены собственника путем наследования – это вероятность того, что менеджмент не примет наследника всерьез...

В любом случае текущему собственнику – учредителю компании следует заранее позаботиться о выстраивании системы корпоративного управления таким образом, чтобы за ним оставалось только принятие стратегических решений и отчуждение (смена собственника) не повлекло за собой гибели его любимого детища...

ООО «Волгоград-Консалтинг»
400005, Волгоград, пр. Ленина, 50.
Тел. 23-92-03
www.facebook.com
www.hyperprofit.ru

 


50-10-29
 
свободно для вашего баннера

Адреса и телефоны
редакции журнала:

 г. Волгоград, ул. Чапаева, 18-12
 тел.: (8442) 37-36-10,37-36-29, (8442) 50-10-29
 
©   Яндекс цитирование