Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s Журнал "Бизнес для Бизнеса" Журнал "Бизнес для Бизнеса"
Логотип Журнал "Бизнес для Бизнеса"
волгоград
журнал для вашего бизнеса,
о вашем бизнесе
www.b2b.in-s.ru
Главная свежий номер архив прайс контакты распространение Услуги и инструменты для бизнеса

Проблемы уплаты НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом

Кризисные явления в экономике неизбежно сопровождаются ростом числа банкротств и, соответственно, увеличением количества сделок купли-продажи имущества банкротов. Но к порядку и очередности уплаты НДС у участников процедуры банкротства разные подходы

В ходе реализации имущества лиц, признанных арбитражным судом банкротами, нередко возникают разногласия между конкурсными управляющими, с одной стороны, и налоговыми органами, покупателями имущества, кредиторами – с другой. Они связаны с различными подходами к порядку и очередности уплаты НДС.

Основа разногласий – коллизии между специальными нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее – Закон о банкротстве банков), которые регламентируют состав и очередность уплаты текущих и реестровых платежей, и положениями главы 21 Налогового кодекса РФ о порядке и сроках уплаты НДС.

Следует отметить, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 5 Закона о банкротстве).

По общему правилу НДС, возникавший при реализации имущества должника, признанного банкротом, до вступления в силу пункта 4.1 статьи 161 НК РФ относился к обязательным текущим платежам как в силу налогового законодательства, так и в силу норм законодательства о банкротстве. Законом о банкротстве кредитных организаций установлено, что к текущим обязательствам относятся только обязательства, указанные в пункте 1 статьи 50.26 и пункте 1 статьи 50.27, среди которых обязательства по уплате НДС при реализации в ходе конкурсного производства имущества должника отсутствуют.

По общему правилу текущие обязательства погашаются вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 134 Закона о банкротстве).

С учетом положений пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве возникшие после принятия заявления о банкротстве налоговые обязательства, в том числе по оплате НДС, относятся к 4-й очереди текущих платежей и подлежат исполнению после погашения таких расходов, как судебные расходы по делу о банкротстве, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, оплата труда лиц, работающих по трудовым договорам, расходы по коммунальным и эксплуатационным платежам.

В отличие от иных категорий должников, кредитные организации в силу пункта 1 статьи 50.27 Закона о банкротстве кредитных организаций должны перечислять НДС в бюджет при реализации имущества в конкурсном производстве только после погашения всех текущих требований и требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Очевидно, что надлежащий контроль за соблюдением очередности текущих и иных платежей банкрота может быть осуществлен лишь арбитражным управляющим, располагающим всей полнотой информации об обязательствах должника.

Как показывает практика, одной из проблем, связанных с реализацией имущества банкротов, является установление надлежащего налогового агента по уплате НДС.

До 01.10.2011, даты вступления в силу дополнений, внесенных в статью 161 НК РФ (п. 4.1)1, налоговым агентом по всем операциям, связанным с реализацией имущества должника, признанного по решению суда банкротом, признавался конкурсный управляющий.

Учитывая распространенную ситуацию недостаточности конкурсной массы для погашения даже первых трех очередей по текущим платежам, уплаченная покупателями в составе цены реализуемого имущества сумма НДС в соответствии с нормами Закона о банкротстве включалась арбитражными управляющими в конкурсную массу и использовалась на погашение расходов конкурсного производства.

Это влекло предъявление налоговыми органами исков о взыскании недоимки по НДС, жалобы на действия конкурсных управляющих и даже обращения в правоохранительные органы с заявлениями о возбуждении уголовных дел. Тем не менее ВАС РФ в постановлении от 21.06.2011 № 439/11 по делу № А63-23451/2008 поддержал позицию, согласно которой арбитражные управляющие не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму НДС и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве. Этот подход нашел отражение и в последующей судебной практике.

Внесенные Федеральным законом № 245-ФЗ дополнения в статью 161 НК РФ не только не устранили возможность различного толкования порядка и очередности уплаты НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом, но и создали дополнительные сложности для покупателей такого имущества.

Как прямо следует из пункта 4.1 статьи 161 НК РФ, при реализации имущества должников, признанных банкротами, уплата НДС осуществляется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели – покупатели указанного имущества и (или) прав. Механизм реализации данной нормы предполагает, что покупатели должны оплачивать продавцу стоимость имущества без учета НДС. При этом НДС подлежит перечислению в бюджетную систему самим покупателем.

Очевидно, что покупатель имущества не может и не должен контролировать соблюдение требований законодательства о банкротстве относительно очередности удовлетворения требований кредиторов. Это привело бы к тому, что перечисление НДС могло быть осуществлено покупателем имущества до погашения имеющих больший приоритет текущих, а применительно к кредитным организациям – и реестровых платежей.

Вступление в силу пункта 4.1 статьи 161 НК РФ вызвало также дополнительные разногласия, связанные с погашением должниками обязательств перед залоговыми кредиторами.

Как следует из статьи 138 Закона о банкротстве, размер выплат залоговому кредитору за счет денежных средств, полученных от продажи такого заложенного имущества, ограничен 80% для конкурсных кредиторов по кредитному договору и 70% – для иных залоговых кредиторов.

Так как по смыслу пункта 4 статьи 161 НК РФ НДС не подлежит перечислению покупателем имущества должнику в составе цены, на практике возник вопрос: должны ли выплаты кредиторам названной категории исчисляться исходя из дохода от реализации заложенного имущества с учетом данного налога или без него?

До вступления в силу указанной нормы суды исходили из приоритета залоговых кредиторов и считали необходимым исчислять выплаты им за счет денежных средств, полученных от продажи такого заложенного имущества, включая НДС.

Фактически новые положения НК РФ создали налоговым органам преимущества во взыскании НДС, противоречащие общей очередности удовлетворения требований кредиторов в процедурах банкротства, и породили сложности у покупателей имущества организаций-банкротов в виде наложения налоговыми органами штрафов по статье 123 НК РФ в связи с невыполнением обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

Судебная практика применения пункта 4.1 статьи 161 НК РФ выявила различные подходы судов к вопросу о порядке и очередности уплаты НДС при реализации имущества банкротов.

 


50-10-29
 
свободно для вашего баннера

Адреса и телефоны
редакции журнала:

 г. Волгоград, ул. Чапаева, 18-12
 тел.: (8442) 37-36-10,37-36-29, (8442) 50-10-29
 
©   Яндекс цитирование