Поиск по каталогу  |  Интер-Сервис      in-s Журнал "Бизнес для Бизнеса" Журнал "Бизнес для Бизнеса"
Логотип Журнал "Бизнес для Бизнеса"
волгоград
журнал для вашего бизнеса,
о вашем бизнесе
www.b2b.in-s.ru
Главная свежий номер архив прайс контакты распространение Услуги и инструменты для бизнеса

Собственник на распутье

«Согласно семейной традиции считалось, что род может опозорить только человек, после кончины которого семейное состояние останется таким, каким было, когда он принимал его из рук отца».

Из книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»


В предыдущей статье я затронул тему наследования бизнеса. Как выяснилось, это совсем не простое дело, и подходить к нему надо со всей серьезностью. Откладывать подготовку к смене собственника на тот момент, когда владелец компании окончательно устал от дел, или, не дай бог, оказался на больничной койке, – поверьте, не стоит.

Предлагаю образ богатыря, неожиданно для себя оказавшегося на распутье, у которого стоит камень с «указателями» типа «налево пойдешь – коня потеряешь»....

Почему именно распутье, а не перепутье? Да потому, что после принятия решения и движения в выбранном направлении обратной дороги в общем-то нет, и последствия принятого решения будут расхлебывать уже потомки.

Повторюсь, к этому «камню» подъезжает на коне первое поколение, потом оно слезает с коня, а дальше идет уже второе...

Что же написано на этом «камне»?

- «Корпорация» – превратить компанию в современную корпорацию с распыленной структурой владения, что, как правило, потребует выхода на фондовую биржу. Но по этому пути пойдет меньшинство.

- «Продайся» – продать бизнес. Таких будет большинство, хотя это тоже не самый простой путь, если, конечно, собственник не готов продать свой бизнес только по цене основных средств.

- «Родовой бизнес» – построить родовой бизнес, но для этого следует заранее готовить свой род. По такому пути пойдет примерно треть.

- «Благотворительный фонд» – передать бизнес в благотворительный фонд с фиксированными выплатами наследникам. Экзотика пока, но за границей активно используется.

Можно, конечно, «повернуть назад», т. е. закрыть дело, но этот путь тупиковый и не решает ни одну из задач.

Каждый собственник бизнеса должен осознать, что проблема РЕАЛЬНА, этот камень не удастся обойти никому.

Зачем человек создает бизнес? Для того, чтобы себя занять (замена работы), или для того, чтобы себя освободить? Это два разных пути, и так и так – правильно, но вернуться и пойти по другому пути, скорее всего, не удастся, но, не получив от себя ответа на этот вопрос, двигаться вперед будет трудно.

Рассмотрим очень образную модель корпоративного управления, которая называется «Такси». Она позволяет наглядно определить свою роль в управлении компанией.

- «Водитель» – человек, постоянно находящийся в кресле водителя, ему некогда отвлекаться от «дороги», он должен постоянно следить за меняющейся обстановкой, сигналами «светофора», «дорожными знаками», за встречными и попутными машинами. Смотреть по сторонам, думать о том, что его может ждать «за поворотом» (о стратегии), ему просто некогда. Ни на минуту не может оставить «рулевое колесо». Соответствует роли «генерального директора».

- «Штурман» – кресло справа от водителя, аналог «стратегического управленца», сверяющего курс. Соответствует позиции председателя совета директоров. Не обязан отсиживать по десять-двенадцать часов на работе. Может позволить себе на некоторое время отвлекаться от работы, но все-таки с определенной регулярностью определенные вопросы должен отслеживать.

- «Активный пассажир» – кресло сзади справа от водителя. Это тот человек, который говорит «куда ехать». Может проспать всю дорогу, но время от времени открывать глаза, чтобы проконтролировать, а туда ли его везут, или просто крутятся по городу, «наматывая счетчик». Соответствует роли собственника.

- «Пассивный пассажир» – тот, который выражает свое удовольствие или неудовольствие после того, как «такси» прибыло на место. Попутчики – с ними поездка обходится дешевле. Соответствует роли миноритария во время IPO, немного «проехали» с вами, продали акции, кто-то другой «подсел». В управление не вмешиваются, а вам ехать легче.

Между креслами сидеть не надо, в таком положении рулить очень трудно, и это просто вопрос самоопределения: на каком кресле сейчас тебе удобнее – водителя, штурмана или пассажира.

(8442) 23-92-03

 


50-10-29
 
свободно для вашего баннера

Адреса и телефоны
редакции журнала:

 г. Волгоград, ул. Чапаева, 18-12
 тел.: (8442) 37-36-10,37-36-29, (8442) 50-10-29
 
©   Яндекс цитирование